Запуск речи
Запуск речи
Неговорящие дети – это большая группа дошкольников, у которых речь отсутствует в силу физиологических ограничений, психологических причин и особенностей развития, а еще те, кто растет в обедненной речевой среде (говорить незачем – родители и так понимают). Запуск речи помогает многим из них заговорить, а это важнейшее условие полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
Этапы речевого развития ребенка
Период доречевого развития характеризуется рефлекторными реакциями, такими как крик или плач, – основными средствами коммуникации. В два-три месяца ребенок начинает гулить («угу», «ага»), в шесть месяцев – издавать еще больше различных звуков, повторять их («га-га-га», «ав-ав»). В 9–12 месяцев звуки становятся более разнообразными, начинают появляться односложные слова («дай», «на», «мама»).
В полтора-два года большинство мальчиков и девочек учатся строить простые предложения, чтобы выразить свои эмоции и желания («дай лопатку», «папа пришел»). В это время активно расширяется словарный запас. В два-три года в речи появляются более длинные фразы, дети начинают задавать вопросы, но речь может быть невнятной. Связная речь формируется в период от трех до пяти лет. В дошкольном возрасте дети начинают использовать сложные предложения.
Признаки задержки развития речи
В каких случаях нужно обратиться к логопеду:
- речь отсутствует или ограничена. При ЗРР ребенок может неправильно произносить звуки, менять местами слоги, отбрасывать окончания;
- скудный словарный запас. К году активный словарь в норме должен включать около 10 слов, пассивный (слова, которые ребенок понимает, но не произносит) – 200 слов, к полутора-двум годам слова из пассивного словаря переходят в активный;
- трудности в понимании речи. Понимание речи избирательное, в сложных случаях отсутствует реакция на обращения;
- социальные и поведенческие особенности. В тяжелых случаях могут быть нарушен интеллект, неразвиты социально-бытовые навыки;
- отсутствие коммуникации со взрослыми и сверстниками. Нет жестов и других способов коммуникации.
Иногда родители видят проблему, но не знают, что с ней делать, или не понимают, стоит ли волноваться.
Наличие повода обратиться к специалисту необязательно говорит о том, что есть серьезное нарушение. Каждый ребенок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Чтобы убедиться, что всё в порядке, или вовремя начать коррекцию в случае наличия нарушений, записывайтесь на консультацию к логопеду в детский сад AcademKids в Москве.
Особое внимание родители должны обратить на следующее:
- в два месяца ребенок не гулит, не агукает, не обозначает свои потребности плачем;
- в четыре месяца – не реагирует на громкие звуки и голоса, даже если видит говорящего;
- в шесть-восемь месяцев – не пытается подражать звукам;
- в 10 месяцев – не произносит слоги в виде цепочек («ба-ба-ба», «та-та-та»);
- в один год – не интересуется чужой речью, не пытается повторять;
- в два года – не понимает, когда к нему обращаются, не говорит или использует очень мало слов (до 10–20), часто в упрощенном или искаженном виде;
- в три года – не может построить предложение, активный словарь ограничен 50 словами, которые сложно понять (коверкает, откидывает окончания).
Диагноз ЗРР не ставят до двух лет, т. к. речь может появиться, а с трех лет врачи говорят о замедлении темпа речевого развития – это значит, что пора начинать заниматься со специалистом. ЗРР может поставить логопед-дефектолог или детский невролог после обследования у психолога и других специалистов – офтальмолога, отоларинголога, хирурга, если имеют место органические причины, например нарушение слуха.
Почему нужно обратиться к специалисту
Если родители заметили какие-либо отклонения, нужно записаться на консультацию к логопеду. Почему не стоит откладывать:
- корректная диагностика. Родители не всегда могут адекватно оценить уровень развития речи своего ребенка. Специалист проведет несколько проб, которые помогут определить, есть ли задержка или нарушение, определить степень их выраженности;
- раннее вмешательство. Чем раньше начать коррекционную работу, тем больше шансов, что она принесет желаемый результат;
- эффективные методики. Логопед понимает возрастные особенности развития, знает, какие способы применяются для активации речи, и умеет находить способы взаимодействия с неговорящим ребенком;
- специальная программа. Логопед-дефектолог разработает план активации речи, учитывая начальный уровень и особенности конкретного ребенка;
- профессиональные рекомендации родителям. Специалист объяснит, как стимулировать появление речи.
Методики для запуска речи ребенка
На занятиях для запуска речи у неговорящих детей используются разные методики:
- артикуляционная гимнастика – упражнения, направленные на развитие и укрепление мышц лица, языка и губ, которые участвуют в произношении звуков и слов;
- игровой подход – один из самых эффективных способов работы. Предполагает использования игровых упражнений, которые развивают речевые навыки, помогают побороть трудности и проблемы в общении;
- методика повторения и подражания – техника работы, в рамках которой логопед стимулирует ребенка подражать разным звукам и повторять услышанное;
- дыхательная гимнастика – эффективный способ расслабления и укрепления дыхательных органов, что способствует запуску речи;
- коммуникативные технологии – метод, предполагающий использование альтернативных и дополнительных средств коммуникации, которые используются при тяжелых нарушениях.
Выбор способа запуска речи при ЗРР зависит от возраста ребенка, диагноза и выраженности нарушений.
Как проходят занятия у логопеда
При первом посещении специалист проводит опрос родителей. Информация о развитии ребенка позволяет предположить причины возникновений нарушений, составить план и определить методы работы, которые помогут в конкретном случае. Затем логопед устанавливает контакт с маленьким пациентом и проводит диагностику, на основании которой может определить, нужна ли коррекция и какая.
На следующих занятиях по запуску речи специалист придерживается коррекционной программы. Занятия могут быть направлены на работу над отдельными звуками, словами, фразами или целыми предложениями в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка.
Коррекция может происходить в индивидуальном или групповом формате. Групповые занятия предполагают активное взаимодействие со сверстниками, что способствует формированию лексически богатой и фонетически правильной речи. Индивидуальные занятия дают возможность сосредоточиться на проблемах конкретного ребенка.
Сколько времени нужно, чтобы запустить речь
Появление речи – главный для родителей критерий результативности работы логопеда. Но это не всегда происходит быстро, а иногда оказывается и вовсе невозможно на данном этапе. Например, запуск речи при алалии может быть очень трудной задачей. А если, кроме отсутствия или недостаточности речи, есть проблемы с психическим развитием, то эффективно работать логопед сможет только вместе с другими специалистами: педагогом-психологом, тифлопедагогом, сурдологом и т. д.
Если ребенок регулярно посещает логопеда, но долго стоит на месте, специалист может посоветовать обратиться к врачам и проверить, есть ли проблемы, которые связаны с проблемой косвенно: оценить зрение, слух, невротический статус. В некоторых случаях может понадобиться медикаментозная поддержка.
Приходите на экскурсию в детские сады AcademKids в Москве. Это отличная возможность познакомиться с воспитателями, посмотреть, в каких условиях находятся дети, узнать, чем они питаются и какие занятия посещают в течение дня. Мы всегда рады видеть вас и ваших детей!
Мы всегда рады видеть вас на экскурсии в наших детских садах
Оставьте заявку и мы расскажем о программах
Ответим на ваши вопросы
Или запишем на удобное для вас время на экскурсию в ближайший детский садик.
Другие занятия
Логопед-дефектолог
Считается, что ребенок должен начинать говорить в возрасте от одного до двух лет. Но всё чаще дети начинают говорить после трех лет, поэтому в таких случаях не обходится без помощи логопеда-дефектолога. Педагог позволяет избежать проблем с развитием речи и корректирует выявленные нарушения. Благодаря этому ребенок правильно осваивает звуки, не испытывает трудностей с письмом и чтением.
В сети частных детских садов AcademKids работают опытные логопеды-дефектологи, которые умеют находить общий язык с детьми, помогают за короткое время добиться очевидного прогресса.
Подготовка к школе
Занятия по подготовке к школе в детском саду проводятся в старшей и подготовительной группах. Дети привыкают к правилам поведения в школе, готовят руку к письму, учатся считать, совершенствуют навыки счета, занимаются математикой развивают речь и знакомятся с окружающим миром. Всё это закладывает фундамент для успешного и быстрого освоения базовых учебных навыков в первом классе.
Психолог
Психолог оказывает психологическую поддержку детям и дает консультации родителям, педагогам. У всех детей бывают периоды повышенной эмоциональности, вызванные проблемами взаимоотношений со сверстниками, изменениями в семье, возрастными комплексами или страхами. Психолог поможет найти решение в сложной ситуации.
Театральная студия
Театр – волшебное искусство, воздействующее на детей с помощью сразу нескольких художественных средств, а именно: музыки, наглядного образа и художественного слова. Практика в театральной студии способствует развитию дошкольников и тренирует большое количество навыков, включая коммуникативные, выступления на публике, саморегуляции и т. п.