Ребенок плачет, истерит или дерется? Дети нуждается в помощи взрослых и в случае страха, и в случае агрессивного поведения. Каждый заботливый родитель должен знать природу негативных эмоций, и применять правильные методы воспитания.
Детские страхи
Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Большинство детей, начиная с 3-летнего возраста, боятся оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; каких-то людей; папу или маму, наказания; сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей и т. п.), опоздания в детский сад; страшных снов; некоторых животных (волк, собака, змея, паук и т. п.); транспорта (машина, поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины; замкнутого пространства; воды; огня; пожара; крови; уколов; врачей; боли неожиданных резких звуков. Среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков.
Наиболее чувствительны к страхам дети 6-7-летнего возраста
Психологи подчеркивают, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Необходимо отметить, что боязнь и страх в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности.
Истоки тревожности следует искать в раннем детстве . Уже на втором году жизни она может возникнуть как результат неправильного воспитания. Ребенок боится потерять мать из поля зрения и в прямом смысле слова держится за ее юбку. Он постоянно ожидает какого-либо страшного «события»: внимательно вглядывается в лица незнакомых людей, не подпускает к себе посторонних, прячется за мать, плачет при резких звуках, боится заводных игрушек, а также игрушек мычащих, пищащих, шуршащих.
Особый страх могут вызвать игрушки прыгающие, хлопающие крыльями, с загорающимися глазами; маски, передающие характерные эмоциональные состояния (боль, страх, сарказм), а также имеющие утрированные части лица (большие глаза, растянутый зубастый рот, высунутый язык, большой нос, неестественно торчащие уши и т.п.). Как уже отмечалось, для детей второго года жизни характерна обостренная ориентировочная реакция на новизну.
Эмоционально отрицательные впечатления раннего детства могут стать причиной тревожности и формирования такой нежелательной черты характера, как трусость. Взрослые не должны провоцировать страхи, приводящие к тревожности. Профилактика тревожности — чуткое, внимательное отношение к ребенку, охрана его нервной системы. Недопустимо в этом возрасте запирать ребенка в темной комнате, пугать Бабайкой и пр. персонажами, оставлять ребенка один на один с телевизором, потому что в любой момент на экране может возникнуть страшный для маленького ребенка образ и некому будет объяснить ему, что это такое. Важно при чтении книг обращать внимание на иллюстрации (они должны быть выполнены в спокойной цветовой гамме, а персонажи – изображены добрыми и приветливыми). Все это рождает у малыша доверие к окружающему миру, что так важно в раннем возрасте. Из-за излишней опеки со стороны взрослых отсутствует достаточная самостоятельность в организации свободного времени вне дома у старших детей, что неуклонно ведет к повышению тревожности.
Интересно, что у детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр и меньше страхов. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т. д. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки.Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Большинство из них уже не могут с азартом играть в прятки, «казаки-разбойники», лапту и т. д. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь, приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий.
Кризис трех лет
Ребенок постоянно развивается, а для всякого процесса развития характерны скачкообразные переходы – кризисы, которые ребенку необходимы, так как являются движущей силой развития. Во время кризиса происходят изменения не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость ЦНС, бурный рост тела, внутренних органов).
Так, неожиданно вы обнаруживаете, что ваш послушный малыш вдруг стал раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым. Возможно, он переживает кризис.
Признаки кризиса 3 лет
Упрямство. Ребенок постоянно настаивает на своем, устраивает истерики (чаще в людных местах).
Строптивость. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно не слышит их (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании).
Своеволие. Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Ребенок настаивает на своем, используя все методы воздействия на родителей.
Симптом обесценивания. Ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. В этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Здесь родителю очень важно правильно отреагировать. Необходимо кратко, не вдаваясь в многословные нотации, сказать, что вам это неприятно, и вы очень огорчены. Смех, удивление или насмешка со стороны родителя здесь совсем неуместны, это может подкрепить неправильное поведение ребенка.
Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
Негативизм. Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Очень сильно стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5- 4 года
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку
- постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
- позвольте малышу быть самостоятельным
- помните, что ребенок будет постоянно проверять границы дозволенного, будьте последовательны
- контролируйте свое поведение, ведь ребенок многое повторяет за вами
- при вспышках гнева и упрямства попробуйте отвлечь малыша на что- нибудь нейтральное
- когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока малыш успокоится. Можно взять его за руку и отвести в спокойное место.
- используйте игру для сглаживания кризисных вспышек
- разговаривайте с ребенком как с равным, покажите, что его мнение вам важно и интересно -любите ребенка и демонстрируйте ему, что он вам дорог, даже заплаканный, упрямый, капризный.
Ребенку нужен режим
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным, жизнерадостным. Важным и необходимым условием для этого является организация жизни малыша в соответствии с режимом дня.
Режим – это распределенная во времени последовательность мероприятий, направленных на удовлетворение основных физиологических потребностей организма ребенка ( в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования. Соблюдение режима дня имеет следующие преимущества:
1.Режим способствует нормальному функционированию организма, обеспечивает гармоничное развитие ребенка, так создает надежную основу для радостного проживания, бодрого состояния, открытия окружающего мира.
2. В раннем возрасте происходит активное созревание нервной системы , и на этом фоне формируется соотношение сна и бодрствования . Режим позволяет легко приспособить внутренние биоритмы организма ребенка к ритму жизни человеческого общества.
3. Режим учитывает физиологическую потребность организма в отдыхе, способствует крепкому здоровому сну.
4. Режим обеспечивает комфортное эмоциональное состояние.
5. Режим помогает сделать жизнь ребенка упорядоченной и стабильной. Плюсы соблюдения режима дня бесспорны, однако осуществить его иногда для родителей оказывается затруднительным. Среди причин – «нережимные» привычки мамы, потворство ребенку. Кто-то оправдывает несоблюдение режима нехваткой времени, а кто-то честно признается, что это – элементарная лень. Для таких родителей приведем еще несколько аргументов в пользу соблюдения режима дня:
6. Режим дня освобождает время и энергию родителей на другие дела.
7.Режим дня – важное условие, помогающее смягчить последующую адаптацию ребенка к пребыванию в детском саду или яслях, либо с другим взрослым (няней, бабушкой). Ценными помощниками в деле приучения детей к режиму дня могут стать совместные игры родителей с детьми, приуроченные к важным режимным событиям дня.
Телевизор и компьютер в жизни малыша
Телевизор и компьютер стали непременными атрибутами нашей жизни, что не могло не привлечь внимания нашего малыша. Познакомьте с ними ребенка. Покажите, как они работают, что будет, если нажать кнопку, передвинуть «мышку».
Удовлетворив любопытство, малыш не будет стремиться к ним, забывая обо всем. Если телевизор, компьютер, газовая плита, холодильник, стиральная машина и другая техника находятся в доступном месте, необходимо следить за тем, чтобы он не трогал приборы, так как это может быть опасным.
Что касается использования телевизора и компьютера по назначению, то знакомство с компьютером лучше оставить на возраст постарше. Телевизор же следует включать на короткое время ( не более, чем на 10 минут).
Хорошо, когда сюжет или персонаж мультфильма знаком ребенку, появляется возможность соотнесения знакомого объекта со словом и изображением. Фильмы должны быть короткими и понятными малышу, поэтому родителям необходимо позаботиться о качестве и количестве видеоматериала. Приобретая диски, обратите внимание на продолжительность мультфильмов. В этом случае вам удастся регулировать как содержание фильма, так и время показа.
Сегодня в программах вещания многочисленных каналов , к сожалению, мало передач для самых маленьких зрителей. Поэтому, пока ребенок не подрос, забота о формировании вкуса малыша будет лежать на родителях. В этом есть немало плюсов. Зная, какой мультфильм вы собираетесь предложить ребенку, можно заранее настроить малыша на просмотр, а после показа обсудить увиденное, нарисовать или слепить героев мультфильма, разыграть простую сценку (понятно, что инициатива и исполнение в основном принадлежит вам). Таким образом можно оградить ребенка от воздействия пугающих, агрессивных, непонятных сюжетов, а значит от формирования различных страхов и даже неврозов. Нередко родители возражают, что монстры и подобные им существа с затейливыми американскими именами являются носителями добрых идей. Милые родители, поверьте, в раннем возрасте образ героя очень важен. Ребенок уподобляется этому образу, такова особенность раннего возраста. Смотрите , выстраивается такая цепочка: вижу героя агрессивной внешности – боюсь его и уподобляюсь ему – проявляю агрессию по отношению к сверстникам и близким. А может быть, современным родителям нравится, чтобы их ребенок вселял страх в других людей?
У ребенка плохой аппетит
Ваш ребенок плохо ест, и это вас беспокоит. Вы не знаете, как поступить: настаивать, чтобы он доедал или оставить все как есть.
Как поступать, если ребенок отказывается кушать и капризничает за столом? Надо или не надо заставлять его принимать пищу?
Согласно мнению медиков и психологов, заставлять ребенка кушать вредно как для его физиологического, так и психологического самочувствия. Организм человека — саморегулируемая система. Он способен приспосабливаться к разным условиям. Например, аппетит может ухудшаться в период болезни, в стрессовой ситуации, при смене климата и т.д. Соответственно, заставлять малыша кушать в такие моменты, значит, мешать организму и наносить ему вред.
Основные причины, по которым нельзя заставлять ребенка кушать
Это ведет к нарушению процесса переваривания пищи, т.е. пользы от такого питания нет.
Развивается нездоровое отношение к еде, часто эти дети склонны к полноте уже с детства, у них нет силы воли и нет интереса к спорту и активному образу жизни.
У ребенка нарушается функция естественно контроля за состоянием насыщения, так как сигнал о том, что он наелся поступает не от его организма, а от вас (это может стать причиной серьезных заболеваний).
У ребенка может возникнуть внутренний протест, так как ваше пристальное внимание за его тарелкой чаще всего расценивается не как забота о нем, а как контроль за ним. Это приводит к дополнительным конфликтным ситуациям, так как ребенок начинает отвоевывать свою свободу, а еда становится только средством достижения цели.
Чтобы суметь себя реализовать во взрослой жизни, ребенку надо научиться делать то, что доставляет ему радость. Для этого надо помочь ребенку ощущать СВОИ желания. Но если ребенка насильно кормят, то «впихивают» в него чужие желания и ребенок начинает проживать ЧУЖИЕ жизненные сценарии.
Разумеется, вы желаете, чтобы ребенок питался здоровой и разнообразной пищей, но это не повод для того, чтобы заставлять его есть. Чем меньше вы проявляете давление, тем охотнее он будет сам пробовать новую еду.
Как же быть?
Ребенок должен четко понимать, что в семье существует режим питания, который нельзя нарушать, например, завтрак, обед, полдник, ужин. Перед едой не устраивайте перекусов и не давайте ребенку сладкое. Уделите внимание сервировке стола и внешнему виду блюда. Оно должно выглядеть красиво и аппетитно. Выкладывая на тарелку кашку, поэкспериментируйте.
Создайте приятную и уютную атмосферу во время еды (выключите телевизор, по которому не вовремя может начаться мультфильм). Попросите ребенка помощи при приготовлении обеда (если возраст не позволяет, то он может накрыть на стол — разложить хлеб, столовые приборы или что-то еще, что вы можете ему доверить).
С раннего детства приучайте малыша кушать самостоятельно. Беспокоится о том, что у ребенка плохой аппетит стоит лишь тогда, когда он отказывается от еды в течение пары дней. В этом случае нужно обратиться к врачу, так как длительное отсутствие аппетита может быть следствием серьезных заболеваний.
Угрозы
Хотим поговорить о так называемых «действенных» методах воспитания – угрозах. Действительно, этим способом можно «быстро и надежно» добиться желаемого. Как правило, к этому приему родитель прибегает в случае неверия в силу своего иного, скажем так более цивилизованного, воздействия на ребенка.
Угрожая, иными словами запугивая ребенка, родитель начинает манипулировать самым ценным и важным для ребенка – безопасностью.
Фактически родитель ребенку дает понять: «Если ты не будешь слушаться – я покину тебя, отдам какой-нибудь грозной фигуре, и ты никогда не будешь в безопасности. Только хорошие и послушные дети достойны того, чтобы их оберегали и защищали. Ты этого не достоин, поэтому с тобой может случиться все, что угодно».
И вот удовлетворенный родитель замечает, что этот «приемчик» действует и начинает его применять все чаще и чаще. А что же происходит с ребенком?
Он живет в страхе (ведь его в любой момент могут покинуть), совершенно не уверен в себе, зависим. Он начинает «цепляться» за взрослого, постоянно контролируя взаимоотношения с ним.
В будущем такого ребенка ждет тотальная неспособность выстроить свою собственную жизнь, т.к. он привык быть постоянно зависимым от родителя, готов сделать все, что угодно, лишь бы обеспечить себе безопасность, которая другим детям причитается просто по праву их проживания в своих семьях.
Таким образом, ребенок, живущий под угрозой эмоционального или физического насилия, перестает быть спонтанным, эмоциональным, живым. Включается постоянный самоконтроль, за счет которого ребенок надеется выжить в этом небезопасном мире.
В результате вырабатывается замкнутость, холодность, отстраненность от мира, тотальное недоверие и обесценивание отношений, стремление к одиночеству.
Постоянное напряжение, которое в этой ситуации испытывает ребенок, может породить странное явление — ребенок сам себе организовывает «катастрофы». Потому что самостоятельно устроенное « происшествие» значительно легче пережить, чем внезапное, хоть и ожидаемое с самого начала. Угрожая ребенку, мы делаем его послушным, но при этом лишаем ощущения собственной ценности. Такой ребенок будет постоянно вместо развития выбирать безопасность. Задумайтесь.
Праздник и малыши
Многие молодые мамы и папы считают, что праздники всегда благотворно влияют на малышей. Это же так весело! Музыка, смех, загримированные артисты, красивые костюмы… И действительно, чаще всего дети очень любят праздники. Но для маленьких детей праздники должны быть «маленькими» и «уютными», то есть с небольшим числом участников, желательно уже знакомых ребенку и в знакомой обстановке. Если же ребенок попадает на многолюдное сборище, сопровождаемое громкой музыкой, пением, криками и фейерверками, лучше почаще держать его на руках или сажать на плечи. Такая позиция будет казаться ребенку безопасной и защищенной, при этом снизится риск напугать ребенка. Малыш чаще всего не понимает, отчего столько шума и не грозит ли ему нападение от этих кричащих и прыгающих чужих людей. Родители в этом случае улыбками и словами убеждают его в том, что все в порядке.
Если на празднике ребенок начинает проявлять признаки беспокойства, усталости или возбуждения, следует увести его с мероприятия, пройтись в тихом месте, дать перекусить (фрукты, сок). Дома следует выспаться и только потом поговорить о празднике.
Кроме того, если у ребенка имеется какая-либо патология (энцефалопатия, повышенное внутричерепное давление и т.п.), то выбор праздничных мероприятий должен производиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка при внимательном наблюдении за его реакциями. Не следует насильно вести ребенка на массовые гуляния, спектакли и цирковые представления.
Нередко маленькие дети боятся Деда Мороза (приглашенного или на елке в незнакомом месте); их может пугать незнакомый голос актера, исполняющего эту роль или борода, которую в повседневной жизни они видят нечасто. Дети также могут испытывать страх, если к ним вдруг подойдут костюмированные персонажи – Волк, Баба Яга, Пират. Поэтому прежде чем посещать публичные маскарады, желательно освоить игру с переодеваниями в семье, чтобы ребенок наглядно увидел постепенное изменение внешности знакомого человека. Если все-таки ребенок продолжает тревожиться, вздрагивает, начинает суетиться, дергает себя за волосы или проявляет другие признаки беспокойства необходимо разобраться, что конкретно его пугает, утомляет или кажется опасным.
И еще: очень важно маленьким детям заранее рассказать, как будет проходить праздник (в каком месте, кто придет и т.д.)
Удачных праздников!
Ребенок проявляет агрессию
Если ваш ребенок кусается, дерется, плюется, пинается и т.д., попробуйте выяснить, является ли его поведение реакцией на действия других детей или взрослых , или это способ выразить свое неблагополучие.
В первом случае необходимо оградить ребенка, если это возможно, от образца такого поведения, либо пересмотреть свои способы выражения недовольства.
Во втором случае следует учить ребенка приемлемым способам взаимодействия с окружающими и при этом не забывать хвалить нужное поведение. Плохое поведение при этом игнорируется, по возможности ( это не относится к самому акту агрессии – см. ниже)
Кроме того, следует разобраться с тем, что чувствует ребенок, что происходит в его внутреннем мире. Здесь часто необходима помощь психолога.
Между тем, причин для неблагополучия у ребенка может быть много: физическое недомогание, недостаток внимания и любви, ревность, страх. Устранив причину неблагополучия, мы увидим, что наш малыш снова стал ласковым и добросердечным. Нельзя нотациями и нравоучениями пытаться исправить поведение ребенка. Осуждение и недовольство не помогут. В вашей многословной, с интонацией недовольства речи ребенок будет слышать только одно – «меня не любят», и от этого его поведение будет более агрессивным.
Естественно, сам акт агрессии надо пресекать решительным словом: «Нет!» Рука «агрессора» перехватывается взрослым, если он успел. При укусе – рука малыша подносится к его рту со словами: «Укуси себя!» Чтобы выпустить агрессию, можно использовать подушки, мячи, кроме того существуют «стучалки» для забивания «гвоздей». Эффективны игры в «слонов» (сильно топаем ногами, как «слоны»), в «лягушек» (берем ребенка подмышки и прыгаем как лягушки, сильно отталкиваясь от пола ногами), в «дождик» ( сильно «барабаним» пальцами по столу).
Ребенок убегает. Что делать?
Следование… В самом деле: как добиться того, чтобы научившийся ходить ребенок двигался вместе с мамой? Это действительно вещь нужная и полезная, ведь так удобно и спокойно быть уверенной в своем ребенке. Уверенной в том, что он не кинется на проезжую часть, не убежит, стоит отпустить его руку. Уверенной в том, что можно спокойно делать покупки, не держать одной рукой ребенка, а знать, что он никуда не денется, пока рассчитываешься с продавцом.
Изначально мы исходим из того, что именно взрослый несет за ребенка ответственность в потенциально опасной среде. обучать ребенка следовать за мамой с помощью окружающих, которые возвращают отошедшего ребенка маме и побуждают его следовать за ней, нами не рассматривается, так как мама при этом занимает пассивную и безответственную позицию.
Главная цель обучения следованию за мамой — научить ребенка в своем поведении ориентироваться на маму — не для того, чтобы не потеряться, а для того, чтобы по реакции мамы определять, что можно сейчас делать, а что — нет. Чтобы ребенок держался рядом с мамой не из страха, а по привычке, потому что «здесь, на улице, так принято себя вести».
Итак, следование — это совместная деятельность ребенка и мамы по освоению пространства вне дома. Следование дает ребенку опыт комфортной ведомой, зависимой позиции, учит соглашаться отдавать инициативу маме, полностью полагаться на неё, доверять и зависеть от неё в своих действиях больше обычного.
Следование как совместная деятельность учит ребенка не столько «не убегать», сколько ориентироваться на маму и передавать ей свою инициативу в освоении пространства. В совместной деятельности вообще основное — это подражание, «я как мама». Следование дает следующий шаг для развития психики и личности — ребенок не просто подражает, но еще и активно учится, находясь в ведомой позиции.
То есть когда, например, мама с ребенком моет посуду или еще чем-то занимается, она его не учит специально — в основном ребенок сам берет и повторяет за мамой, изредка мама ему что-то показывает. Следование — такой вид совместной деятельности, где мама полностью берет на себя ответственность и учит ребенка непрерывно, до тех пор, пока он не осваивает основы поведения на улице в совершенстве. Пространство вне дома является для ребенка очень насыщенной информационной средой. Для мамы важно максимально полно знакомить ребенка со средой и расставлять ориентиры.
Начинаем: учим ходить за руку
Готовность ребенка к освоению поведения вне дома определяется тем, умеет ли он ходить за руку с мамой. Некоторые дети изначально охотно соглашаются ходить за руку, других и этому надо учить — годовалые дети очень чувствительны к границам и из-за этого могут воспринимать хождение за руку как посягательство на личную неприкосновенность.
Можно воспользоваться зимними прогулками, когда дети вынуждены держаться за руку из-за сугробов и скользких дорожек. Так они и привыкают, и к теплому времени года уже уверенно держатся за руку и не протестуют.
В общем, пока ребенок не ходит за руку — носим на руках, коляска — только лицом к маме. Если уже умеет ходить, но за руку не держится — сначала учим ходить за руку, потом начинаем ходить на прогулки. Ходит за руку — выходим осваивать улицу.
Двор своего дома или огороженная детская площадка для следования не подходят, так как пространство, скажем так, не агрессивное, защищенное. В таком пространстве ребенок может проявлять инициативу и реализовывать познавательную активность сколько хочет. Т.е. для того чтобы реализовать концепцию следования, надо выходить в незащищенную среду — ходить по тротуарам, ходить в магазины и т.п.
Сначала ребенок ходит строго за руку, гуляет вокруг мамы — только в безопасном пространстве. Хождение надо много тренировать — это навык, который закрепляется постоянными повторениями, как, впрочем, и любой другой в возрасте от года до двух. Собственно говоря, никакого другого способа для таких малышей что-либо закрепить просто не бывает!
Если ребенок вырывает руку или быстро устает и просится на ручки — несем его мелкими перебежками. Пронесли — прошли, пронесли — прошли. Носим только в удобном для ребенка положении. Важно, чтобы мамины руки и мамины объятия не ассоциировались у крохи с напряжением, неудобством и подавлением. Только с комфортом и надежным пристанищем, иначе поводов убегать от мамы и не обращать внимания на её призывы будет еще больше.
Второй навык: останавливаться и подходить на зов
Когда малыш привыкает ходить за руку, мама очерчивает вокруг себя мысленно небольшой круг, в котором ребенок может осваивать пространство. Это уже к полутора годам или даже чуть позже — прямой физический контакт за руку сменяется контактом глаз и контактом через речь. В том случае, если такой вид связи с ребенком уже хорошо освоен.
Как это выглядит? Мама и ребенок постоянно смотрят друг на друга, ловят взгляд друг друга, мама сопровождает все действия ребенка словами. К этому моменту ребенок уже должен уметь останавливаться по слову «Стой» и подходить после слова «Иди ко мне» (годятся любые другие слова, подходящие по ситуации). Это второе, чему ребенка надо научить после хождения за руку: останавливаться и подходить на зов. Особенно это важно для темпераментных и возбудимых детей, которым трудно сосредотачиваться. Чем активнее ребенок, тем важнее для него четко ощущать границу — слово «стой».
Как это работает?
Итак, в зависимости от защищенности пространства мама или ведет ребенка за руку (по тротуару, например), или отпускает в «свободное плавание» (на закрытой площадке), или очерчивает вокруг себя круг, внутри которого ребенок может находиться, не теряя при этом визуальный контакт с мамой (в парке, например).
Чуть ребенок переступает границу маминого мысленного круга — она его останавливает и возвращает, вначале физически и словами, потом только словами. Чем старше ребенок, тем шире может быть этот круг. На закрытой площадке или во дворе роль круга может играть забор, на оживленной улице — это четко рука мамы или её юбка (если нужна свободная рука, можно ребенка попросить держаться за юбку).
Если ребенок видит что-то интересное, что его манит, — он вначале смотрит на маму, на её реакцию. А потом либо подходит к ней ближе, если мама дает ему сигнал, что туда не надо ходить, либо мама замечает интерес ребенка и сама начинает двигаться в сторону того, что заинтересовало ребенка. Таким образом, ребенок в принципе не пересекает этот воображаемый круг вокруг мамы. Он может маме показать на что- то интересное, но инициатива и ответственность всегда полностью на маме: мама определяет, можно ли переместиться в какую-либо сторону, идет туда или не идет, и ребенок таким образом либо получает возможность исследовать пространство, либо получает сигнал о том, что подобных мест/предметов нужно избегать.
Плюсы следования
Следование как навык полностью сформировывается к двум годам, до этого возраста нет смысла говорить, что у мамы с ребенком есть проблемы со следованием или нарушения привязанности. Но учить следовать обязательно нужно — это важно и для безопасности, и для развития и куда важнее, чем любое другое обучение в этом возрасте. Некоторые мамы умудряются к двум годам натаскать ребенка на алфавит или счет, но совсем не учат поведению в разных местах. А после двух дети ох как быстро могут убегать!
Коляску вперед лицом можно использовать не раньше полутора, а лучше — после двух лет, когда поведение следования уже полностью закрепилось. От эпизодических прогулок в коляске следование не пострадает, но все-таки стоит помнить, что навык следовать за взрослыми закрепляется регулярными многократными повторениями, т.е. чтобы ребенок следовал — надо ходить с ним побольше, а не просто гулять в одних и тех же безопасных местах.
Закрепленный навык следования хорошо способствует укреплению и развитию привязанности. Привязанность, в свою очередь, еще лучше мотивирует ребенка держаться недалеко от своих близких. «Хорошо привязанный» ребенок от мамы далеко не отойдет, потому что ему это не нужно и не интересно: привязанность — этот тот эластичный шнур, который удерживает людей рядом друг с другом.